рукопожатие

Педагогика Монтессори или помоги мне сделать самому!

После окончания университета я достаточно продолжительное время (около 5 лет) работала в разных детских дошкольных учреждениях. Мне даже удалось попасть в коммерческую группу Монтессори  и получить бесценный опыт педагога по этой системе. В то время это методика в России была ультра новаторской и непопулярной. Моей дочери как раз исполнилось три года и она как нельзя лучше подходила для моих педагогических экспериментов. В какой-то мере я использовала основополагающие принципы этой педагогики в воспитании своей дочери, предоставляя ей огромную свободу действий и право выбирать себе занятия по душе.

С тех пор прошло почти 17 лет и мне стало любопытно, что же происходит с этой системой сейчас и насколько известной она стала в современной России.

Для начала, давайте разберемся в самом определении педагогики Монтессори, также известной как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении. Одним из свидетельств международного признания Марии Монтессори стало решение ЮНЕСКО в 1988 году, которое определило и внесло ее в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Вот этот список: американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. Педагогика Монтессори фокусируется на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного. По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

• первая стадия детства (0—6 лет);
• вторая стадия детства (6—12 лет);
• юность (12—18 лет);
• взросление (18—24 года).

Важнейшим элементом педагогики Монтессори является создание подготовленной среды. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Если такое первостепенное значение отводится среде, в которой должен развиваться ребенок, то какую роль играет в этой педагогике сам педагог? В ответе на этот вопрос и заложен философский смысл содержания системы Монтессори. Вы будете удивлены тем, что главное педагогическое требование в отношении того, что должен делать воспитатель, заключается в том, что он не должен делать ничего определенного и не мешать процессу самостоятельного развития ребенка. Как педагоги, так и родители  должны быть только помощниками для детей и в этом заключается главное отличие этой системы воспитания. Монтессори выступала против оказания прямого давления на ребенка и определения его пути развития. Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода деспотичным взрослым, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию.

Если вспомнить мой опыт работы в группе Монтессори, то могу сказать, что система работает, если и родители и педагоги совместно принимают и следуют основным принципам и ежедневно взаимодействуют друг с другом. Моими главными функциями: были организация  и поддержка рабочей (подготовленной) среды для детей, проведение развивающих занятий и совместные  встречи с родителями.

Сегодня в России эта методика так и не получила всеобщего признания. Однако благодаря активным действиям адептов системы Монтессори, сегодня существует намного больше крупных центров развития  и групп, работающих по системе Монтессори. Если вы придерживаетесь принципов свободного развития личности  и развития врожденных способностей у детей, то вам стоит рассмотреть эту систему в качестве доминирующей в развитии и обучении  детей. Педагогика Монтессори помогает организовать правильную среду для ребенка, предоставить ему возможность пойти свои собственным, уникальным путем и реализовать свой творческий потенциал. Помогите вашему ребенку все сделать самому!

p. s.  Эффект синхронизации работает: на следующий день после написания этой статьи я прочитала на сайте www.bbc.com новость: «Принца Джорджа из королевской семьи отправили в школу по методике Монтессори. Школа следует принципам итальянского доктора Марии Монтессори, которая разработала новый подход к обучению в начале 20-го века, где дети принимают на себя ответственность за собственное обучение».

Prince George

Опубликовано

Раиса Сорокина

Карьерный эксперт, копирайтер по резюме, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *