"техники активного слушания"

Техники активного слушания

Фундаментальное правило межличностных коммуникаций гласит: смысл сообщения, раскадированный получателем, никогда точно не соответствует смыслу, заложенному в это сообщение отправителем. Как научиться понимать своего собеседника  с первого слова, используя техники активного слушания?
Иствуд Атватер, известный американский психолог, провел исследование, с помощью которого выяснил, что существует большое несоответствие между тем, что имеет в виду говорящий, и тем, что понимает слушающий человек. Так, исследуя восприятие пациентов при общении с врачами, Иствуд выяснил, что слова врача: «Вам будет почти не больно» были истолкованы в широком диапазоне — от щемящей боли до легкого неудобства. Фраза «Вас скоро выпишут домой» для примерно половины врачей и пациентов означала «через два-три дня», тогда как остальные пациенты поняли эту фразу как «завтра».

Вывод исследователей таков: чтобы мы точно понимали, что имеет в виду собеседник, необходимо активно спрашивать и переспрашивать. Именно такую манеру Иствуд Атватер назвал активным слушанием. Используя активное слушание, мы можем оказывать определенное влияние на отношения, которые складываются у нас с собеседником. Все далее перечисленные техники активного слушания помогают решить три основные задачи:

  1. Проверить правильность своего понимания слов и высказываний говорящего.
  2. Не управлять темой разговора, а поддержать спонтанный речевой поток говорящего, помочь ему «разговориться», говорить не о том, что представляется важным и интересным нам, а о том, что считает важным он.
  3. Не только быть заинтересованным слушателем, но дать собеседнику почувствовать эту заинтересованность.

 Основные техники активного слушания

Непонимание

Эта техника выглядит на первый взгляд парадоксально. Ее основной ключ — демонстрация непонимания. Бывает полезно просто заявить: «Я не понимаю, что вы имеете в виду». При этом важно, чтобы слушающий не высказывал раздражения или неудовольствия. Когда, выслушивая собеседника, мы его плохо понимаем, мы можем честно и прямо ему об этом сказать. Многие люди стесняются говорить о том, что они чего-то не поняли.

Повторение

Дословное повторение собеседником основных высказываний говорящего. В этом могут помочь такие фразы:

  • Насколько я вас понял….
  • Вы считаете, что…

Подтверждение

Подтвердить — значит сформулировать ту же мысль иначе или в сжатом виде. Основная цель — проверка слушателем точности собственного понимания сообщения. Исполнение этой техники можно начать словами:

  • Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но…
  • Другими словами, вы считаете…
  • Правильно ли я понимаю?…

Логическое следствие

Эта техника, с помощью которой подводят итог не отдельной фразы, а значительной части рассказа или всего разговора в целом. Основное правило формулировки логического следствия состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным. Эта техника вполне применима в продолжительных беседах, где она помогает выстроить фрагменты разговора в смысловое единство. Вступительными фразами могут быть такие:

  • Если исходить из того, что вы сказали, вас интересуют более частые поставки, но меньших объемов…
  • Если теперь подытожить сказанное вами, то…
  • Из вашего рассказа я сделал следующие выводы…

Логическое следствие может оказаться эффективным  и в случаях, когда собеседник «ходит вокруг  да около», возвращается к уже сказанному по несколько раз.

Уточнение

Если предыдущие техники активного слушания не привели слушателя к ясному пониманию, он может прямо попросить говорящего разъяснить непонятное место в его рассказе или остановиться на чем-то подробнее. Для этого можно использовать следующие фразы:

  • Это очень интересно, не могли бы вы уточнить…
  • Что вы имеете в виду?…

Если же вы нуждаетесь в дополнительных деталях для прояснения ситуации, вы можете обратиться к говорящему с прямой просьбой расширить ответ:

  • Может быть, вы что-нибудь добавите?…
  • Не могли бы вы развить вашу мысль?…

Со временем вы накопите опыт, и эти техники станут для вас простыми и естественными.

Французский романист и философ Андре Жид однажды начал свою лекцию словами:

Все это было сказано раньше, но, поскольку никто не слушал, сказанное следует повторить.

Овладение техниками активного слушания даст вам возможность правильно понимать собеседника.

Преимущество всегда будет на вашей стороне, так вы точно будете знать, чего хочет ваш собеседник.

Опубликовано

Раиса Сорокина

Карьерный эксперт, копирайтер по резюме, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.